Творческий прорыв


Творческие профессии сегодня на пике популярности. Такого количества студентов- дизайнеров еще не было в нашем городе! Наверное, он станет в десятки раз прекраснее, если все эти люди возьмутся за дело… Но, мало мечтать о профессии художника, надо еще им стать! И это совсем непросто. В художественно-дизайнерской области существует такая же специализация, как и у врачей. Есть ВРАЧ, а есть окулист, хирург, стоматолог и т. д. Художники точно также делятся на: театральных и киношных, на скульпторов, живописцев, графиков и прикладников. Дизайнеры в свою очередь могут заниматься рекламой, компьютерной графикой, полиграфией, а могут посвятить себя созданию и оформлению интерьеров, машин, мебели и пр.
Многие художественные натуры находятся в постоянном поиске, меняя жанры и направления своей деятельности, занимаясь сегодня, например, интерьерами, завтра спектаклями, а послезавтра преподают. Все это в абсолютно законных рамках художественного процесса. Но это у взрослых. Будущим художникам, только окончившимшколу, следует определиться с профессией, прежде чем подавать документы. Конечно, все художественные вузы научат рисовать, писать и креативно мыслить, но интересно ли там будеттому или иному студенту, большой вопрос! Например, трепетной барышне-театралке, знающей наизусть спектакли Васильева и Фоменко, вряд ли понравится сидеть ночами, прорисовывая детали концепт-кара или, окунув по локоть нежные руки в глину, прорабатывать мощный профиль известного полководца на заданном рельефе. Нет, такой девушке по душе будут большеспоры о сценографии и подборкружев к костюмам «Трех сестер». Оно и понятно, все мы разные, и дороги в искусство будут тоже разными.
Определиться с учебным заведением необходимо еще и потому, что, несмотря, на похожие творческие испытания, требования, разрешенные материалы, сроки проведения экзаменов везде разные. Причем настолько, что хорошо подготовленный к Строгановке абитуриент, вряд ли наберет необходимые балы в Суриковский или во Вгик, а блестяще сдавший экзамены в Академию Печати будущий график, не понравится приемной комиссии Текстильной Академии. Это жизнь. Получается, что готовиться и поступать можно только в ОДИН художественный вуз. Каждый институт мечтает заполучить не только самых талантливых, но и самых «своих» студентов, правильно сориентированных и хорошо подготовленных. Например, для художественно-постановочного факультета РАТИ или Школы-студии требуются люди не только с отличным чувством цвета и пространственным мышлением, но и с блестящим знанием театра, как классического, так и современного. Художественные факультеты педагогических вузов выбирают, ищут людей мягких и терпеливых, способных обучать подрастающее поколение. И так далее… Графическим отделениям достаточно акварели или гуаши на экзамене по живописи, им пастозность и экспрессия масляной живописи не к чему. А вот Суриковскому и Глазуновке наоборот- подавай серьезный, самый живописный материал. Кто уж им овладел в совершенстве еще до поступления, будет совершенствоваться и далее. Люди же случайные, неумелые в такой скоростной режим никак не впишутся — их и отсекают на предварительных просмотрах.
Абитуриент должен свободно владеть живописными техниками, разрешенными на экзаменах. Человек никогда не державший в руках акварели, вряд ли справится с этой капризной краской, да еще в условиях серьезного «поступательного» стресса. Правда этого и не произойдет. Серьезные заведения отдают предпочтение выпускникам художественных школ и училищ и говорят об этом открыто. Оно и понятно, путь к высшему художественному образованию начинается, как минимум лет за пять до поступления, если не раньше. Иначе не набрать необходимую «форму». Вот и вылавливают Комиссии из общего потока поступающих слабых и неподготовленных студентов, «случайных» людей, решивших стать дизайнерами «только вчера». Для таких тяжелые вступительные экзамены не только стресс, но и пустая трата времени. Для институтов — разбитые мольберты и тонны испорченной бумаги. Зачем такие жертвы? Все равно учится на равных с уже имеющими художественную подготовку, эти студенты не смогут.
Все высшие художественные заведения проводят предварительные просмотры-собеседования, играющие роль допуска к конкурсным вступительным экзаменам. Происходит это обычно в июне. Абитуриенты показывают комиссии свои работы, сделанные в течение последнего времени и в соответствии с требованиями и профилем факультета. Лица, показавшие комиссии вырванные из блокнотов листы, автобусные билеты или салфетки, изрисованные даже самой гениальной рукой, не имеют никаких шансов поступить в государственные вузы! Без долгой и квалифицированной подготовки это сделать невозможно никому! Если на экзамене по рисунку рисуют обнаженную фигуру человека, значит, и в принесенной на просмотр папке должны быть пара-тройка листов с таким же заданием, в близкой вузу манере. К формату и техникам все это относится в полной мере. Тоже и с другими предметами. Человека случайного или слабо подготовленного просто не допустят до экзаменов, посоветуют «позаниматься еще годок».
Все поступающие на художественные факультеты проходят предварительный творческий конкурс или просмотр-собеседование, цель которого — отобрать молодежь, обладающую яркой творческой одаренностью и необходимой профессиональной подготовкой. Предпочтение отдается лицам, имеющим уровень подготовки, соответствующий художественному училищу или художественной средней школе. На предварительный творческий конкурс абитуриент представляет рисунки и живописные произведения разных техник и жанров, но с преобладанием постановочных (натюрморты, портреты и фигура человека). Во всех художественно-дизайнерских вузах на собеседовании педагоги выявляют еще и культурный уровень абитуриентов, их представление о будущей профессии, знание истории искусства.
Будущим художникам книги надо хорошо разбираться в литературе, будущим театральным и — кино- художникам необходимо разбираться в истории и современном положении дел в театре и кино соответственно. Одним словом, неподготовленным людям путь к поступлению будет отрезан! Художественно-культурный уровень не формируется за пару месяцев, мировоззрение, позиция и профессиональная подготовка куется годами.
Талантливого, сильного, но «чужого» отправят в дружественное заведение, более точно отвечающее по профилю. Например, в Строгановке рисунок весьма специфический, «конструктивный», как говорят студенты, «непричесанный», угловатый.
Совсем иные цели ставят на занятиях по рисунку в Суриковском или в Академии Печати.
Там рисунок мягок, реалистичен, узнаваем до последней реснички. В Строгановке все это вторично, конструкция, форма, соединения узлов — вот что будоражит воображение будущих дизайнеров! Так что отличникам Строгановки вряд удастся удержаться на плаву в других художественных вузах. Это не хорошо и не плохо, это — специализация.
Понять все эти нюансы можно только при одном условии — занимаясь 2−3 года перед поступлением в группе таких же страдальцев у педагога, непосредственно преподающего в выбранном учебном заведении. Никакие подготовительные курсы не могут дать более правильного самочувствия на приемных экзаменах. Искать преподавателей, «натаскивающих» на нужныйуровень следует путем опроса реальных студентов желанного факультета. Потом, на разных отделениях самой Строгановки, при примерно похожих экзаменах по рисунку и живописи, экзамены по композиции очень отличаются темой, подачей, задачами, манерой и техникой. Например, на «тканях» хотят видеть мягкие, насыщенные по цвету орнаментально-декоративные решения заданий, на промышленной графике — черно-белые динамичные композиции изгеометрических фигур, а на керамике попросят сделать декоративное блюдо с цветочными мотивами. Кто способен лучше всех разбираться в этих нюансах и требованиях? Непосредственно педагоги по композиции выбранных факультетов. Кстати, темы и содержание вступительных заданий по композиции, становятся известны лишь на самом экзамене, так что никакие домашние заготовки, шпаргалки и звонки по телефону не помогут. Лишь длительная и квалифицированная подготовка избавит абитуриента от мешающего трезво мыслить стресса, поможет достойно справится с самым неожиданным заданием.
Преподаватели художественных вузов никогда не комментируют поставленные оценки. Критерии очень сложны, порой субъективны, для того, чтобы их услышать и понять требуется все та же художественная подготовка. Во время долгих экзаменов можно выходить из аудитории, но нельзя выносить свои листы, холсты и картонки с собой! Кстати, все онипронумерованы и проштампованы. Полезно знать, что в случае подлога будет не только громкий скандал, но полный финиш экзаменационного марафона, так как подобные вещи не распространены, к счастью, в художественных заведениях и считаются дурным тоном. Здесь каждый отвечает за себя головой и руками в полном смысле этого слова.
В художественных учебных заведениях принято «пропускать» вперед конкурсные испытания. Лишь, набравшие необходимый проходной балл по творческим дисциплинам, допускаются к общеобразовательным экзаменам. Обычно это сочинение и устная история, включающая вопросы по искусству и архитектуре. Понятно, что прошедших творческий конкурс никто валить на общеобразовательных экзаменах не собирается. Относятся весьма доброжелательно. Тем более будет обидно, получить тройку или двойку за сочинение тем, кто прошел через такое «сито».
Экзамены по специальности (рисунок, живопись, композиция) проходят по принципу «один предмет — один день». В некоторых случаях, долгие постановки разбиваются на два дня. Когда абитура покидает аудитории, конкурсные работы остаются там до следующего дня. Никто не имеет право зайти в аудиторию, помочь, да и просто посмотреть «как дела». На войне как на войне… В обстановке строжайшей секретности идут творческие экзамены. В нескольких аудиториях стоят разные натюрморты или натурщики. Надо выбрать эффектную точку-позицию, поставить мольберт, подготовить все необходимые инструменты, краски и кисти, и … начать работу! Самое сложное — правильно рассчитать свои силы. Кажется, что времени много — 8 часов или два дня, ноэто только поначалу. Не ничего хуже недоделанного натюрморта или портрета, который надо уже через секунду сдать. Незаконченные работы — это «два». У подготовленных абитуриентов обычно проблем со временем не возникает — они много раз тренировали свой будущий экзамен в группе с педагогом.
После всех необходимых испытаний работы собираются и вывешиваются на стенах аудиторий. Кстати, листы без подписи, только с номером и печатью. Выгнав всех за дверь, многочисленная Комиссия обходитвсю эту «выставку» достижений и ставит оценки методом тайного или явного голосования. Свой приговор в виде оценок абитуриент может прочитать послеэкзаменов.
Разрешенные к работе материалы, оговариваются условиями поступления, и в каждом вузе они могут быть разными. Где-то живопись сдают акварелью, а где-то маслом. Хорошо еще рисунок почти повсюду сдается в карандаше. В аудиториях никто ничего никому не дает, могут лишь казенный лист ватмана со штампом предложить. Глина для лепки на экзаменах на скульптурные отделения предоставляется учебным заведением. Кисти, краски, карандаши, кнопки — все это приносят из дома сами будущие художники.
На платных отделениях государственных вузов — тоже нешуточный конкурс. Так что на легкую победу платежеспособным абитуриентам рассчитывать не следует. Побороться придется и за собственные деньги. Совсем другое дело в коммерческих художественных заведениях — там порадуются студентам, хоть сколько-нибудь умеющим держать кисть и карандаш, а некоторых местах возьмут учиться «на дизайнера» и совсем без экзаменов. Хорошо это или плохо — вопрос сложный, но это данность, обойти которую невозможно. Из всех этих обстоятельствах и складывается огромный, подчас бешеный конкурс на художественные отделения. И как может быть иначе, ведь учиться «на художника» — дело долгое, очень сложное и … очень интересное. Без выходных и праздников, без быстрых побед и славы… Надо так много знать и уметь, быть талантливым и успешным, образованным и чуть-чуть сумасшедшим… Профессия обязывает!