Ля Борн – деревня керамическая


Как пишет французский путеводитель по центральным регионам, «любителям керамики просто необходимо посетить La Borne» – живописную деревню, затеренную в лесу Красной Шапочки, да так, что даже доехать не на чем. Окруженная дремучим лесом,расположенная между двумя винодельческими районами Менету-Салон и Сансер, эта деревня с населением в 200 человек заставляет забыть, что всего в двух шагах Бурж – немаленький индустриальный город. Ни магазина, ни гостиницы там нет, а туристы есть. С апреля по ноябрь, в теплый французский сезон, съезжаются сюда любители искусства, французских диковин, коллекционеры керамики, и есть зачем! Здесь в каждом доме живет керамист, или керамическая семья, или керамисты из других стран, приезжающие только на лето, но суть не меняется – прогулка по деревне – это прогулка от галереи к галереи, так как в каждом доме помимо мастерской, газовых и дровяных печей, есть маленькое выставочное пространство, шоурум, магазинчик, если это посуда.
Таким образом, гуляя от дома к дому, туристы могут увидеть всех жителей и купить керамику прямо из рук авторов. Всякий раз приезжая сюда с какими-то коллегами и гостями, я клялась «ничего не покупать», но возвращалась, конечно, с сумками и пакетами, потому что устоять невозможно. Здесь живут профессионалы и делают хорошую керамику."Простые" люди купить дом тут не могут, так решила община или «коммунна», как сами французы называют управленческий орган.
Когда-то здесь были традиционные гончарные мастерские, как повсюду во Франции. Франция — очень керамическая страна. Здесь много красивых глин в земле, есть и каолин. Вокруг Ля Борна сохранилось очень много исторических дровяных печей, и это не только анагамы и ноборигамы. Традиционная керамика здесь — это бутыли и штофы в виде женских и мужских фигур, где голова работает пробкой, много анималистических мотивов в посуде, тарелки и миски. Название «Борн» близко к пониманию связи с «деревней гончаров» появляется в начале семнадцатого века. В этом регионе, богатом глинами, почти в каждой деревне жили гончары и стояли дровяные печи, например у 1805−1810 гг вокруг было 21 мастерскаяи 11 печей. В то время в Ла Борне работали важные имена в истории керамики, такие как Мари Тальбот (1814−1874), которая происходила из семьи гончаров и чьи творения были уникальными и подписанными. Она изображала персонажей из народа, и особенно часто женщин и сыграла важную роль в развитии Ла Борна.
Исторически это каменная масса и содовый высокий обжиг, иногда присутствие глазурей на оксидах, иногда зольных. Конкретно в Ля Борн была пара маленьких артелей, делающих керамику, но к середине 60-х всех потянуло в города. Казалось бы, деревня умрет. Именно в этот момент, когда другие гончарные деревни во Франции исчезают, Ля Борн переживает возрождение. В 20 веке традиционная керамика пришла в упадок по всей стране. Время требовало других имиджей и дизайнов, вкусы изменились. В отличие от других керамических деревень Франции, Ла Борн претерпел трансформацию с приходом «новых» художников, которые приехали изучать сюда традиционные навыки и техники деревенских мастеров.
В середине 60-х очередное «потеренное поколение», хиппи, музыканты и поэты начинают покидать города в поисках тихого и дешевого счастья и замещают уехавших деревенских. Это очень интересный процесс и Ля Борн попал под руку. Здесь были брошены и целы мастерские и ямы с глиной, здесь стояли пока целые печи, и молодые скитальцы решили туту осесть, изучая керамику и сочетая пастораль лесной жизни с пользой для общества. К ним стали приезжать друзья, еще друзья и деревня разрослась. Через 50 лет Ля Борн стал значимым центром на карте современной керамики — членом Женевской Академии Керамики, местом притяжения внимания керамистов всех стран, местом для различных событий, обжигов и встреч, культурным достоянием Франции.
На протяжении последних десятков лет «понаехавшие» керамисты разных национальностей превращали деревню в туристический атракцион естественного характера, ибо художники тут на самом деле живут и работают, других тут нет. Помимо художников в деревне есть несколько дровяных печей. Часть из них в частных хозяйствах, но некоторые являются «общими» и участвуют во всевозможных праздниках, например «Большого огня», который проходит в октябре. Классическая анагама и соляная печь притулились на заднем дворе прекрасного выставочного зала, в котором постоянного что-то интересное, множество знакомых по книгам и каталогам современных художников со всего мира выставяется здесь. Centre Céramique Contemporaine (Центр современной керамики) — это современное застекленное зданиеплощадью 665 м², сквозь его модернистские ркна видны старинные дубы и вязы. Есть тут и книжный магазин по керамическим вопросам и приличных размеров бутик посуды. Рядом с залом здания резиденций постарше и крошечный музейчик в бывшей часовне Сен-Жан-Батист, в котором стоит традиционная для этих мест локальная керамика. Все тут рядом, и история керамики, и ее современная сущность. Совсем рядом притулился музей Иванова, который был «первым керамическим экспрессионистом «и обучил искусству глины почти всех уже ныне пожилых живущих здесь художников, приехавших когда-то сюда из столиц.
Программа резиденции «Ла Борн» направлена на стимулирование обмена знаниями, опытом и технологиями с целью переосмысления существующих категорий и традиционных иерархий, в частности, между искусством, дизайном и ремеслами. Это позволяет приезжать сюда художникам из разных стран и культур, приглашенных ради сотрудничества с художниками-керамистами из Ла Борн с целью разработки совместных проектов. В основе деятельности керамического центра Ля Борн лежит размышление о том, как сделать современную керамику доступной для всех зрительских аудиторий. Идет разработка экспериментальных программ, специальных инструментов и форматов для повышения осведомленности общественности о керамической культуре в целом. Центр также предлагает учебные курсы для профессиональной, полупрофессиональной и любительской аудитории. Эти стажировки проходят непосредственно в домах и мастерских местных керамистов.
Ла Борн — это место вне времени, где традиции сочетаются с глубоко современным подходом к искусству и ремесленному мастерству. Еще, это очень красивое место, утопающее в зелени, цветах, домики, увитые плющем и спрятанные за розами, и везде керамика… Однако деревня Ла Борн — это не музей под открытым небом, деревня прежде всего является домом художников и ремесленников, которые гостеприимно открывают двери своих галерей и магазинчиков для туристов со всего света, приезжающих сюда именно за авторской керамикой. И посмотреть на это необходимо и познавательно!