Фарфор в ноябре


Осенью прошлого года я попала в очень необычный проект. Сначала, когда был телефонный звонок с весьма туманным описанием задач, я по привычке своей была настроена скептически. Учить кого-то случайно набранного в онлайн не хотелось. Я привыкла к горячим мотивированным ученикам, у которых все горит и спорится, а тут…
Но компания «Яркие люди», которая взялась за проект «Русские символы» меня убедила попробовать. В чем суть: «Яркие люди» набрали в сетях керамистов, желающих поучаствовать в конкурсе. И тут я не могу не сделать замечание. Набирали они без фильтров, то есть, кто буквально поднял руку, типа я керамист, тот и попался в сети.. А мы, менторы, потом отдувались с людьми нулевых уровней и пустой головой, ленивых и не умеющих работать, не понимающих задач. Забегая вперед скажу, что они все отсеивались десятками. Не ожидали, что придется слушать лекции, трудиться, а главное (о Боже!) — выслушивать критику и замечания ментора, корректировать и исправлять ошибки. Нет, какие ошибки? Мы же великие керамисты, мы все делаем красиво и правильно! Ну все в таком роде.
Итак, «Яркие люди» грозились набрать 300 человек, но набрали что-то около ста из разных городов и уголков страны. Этим набранным читали установочные лекции по народному искусству, орнаменту, русскому стилю и подобной проблематике. Для этого были приглашены эксперты по направлениям, все правильно и полезно. Входя в первый этап конкурса, претенденты на победу предъявили свое портфолио и некоторые наброски керамических штук в русском стиле, как им казалось. Надо сказать, что организаторы не были связаны с керамикой и воспринимали картинки как милые идеи, совсем неграмотные по материалу и технологии, а потом все это показали мне. Я ходила по потолку несколько часов. Мне предстояло работать с этим. Ну что ж, засучив рукава и выпив успокоительного, я вышла в свой первый эфир в зуме со своей группой.
А какая задача была у конкурса? Задача была очень симпатичная, что и взволновало мое сердце. Раньше, во времена больших фарфоровых и фаянсовых заводов были специальные художники, разрабатывающие форму и декор, роспись посуды и мелкой пластики. Этих людей учили в хороших заведениях, шлифовали сами производства, это был долгий профессиональный путь. Сегодня заводов-гигантов нет. В Европе и Азии они стали заводиками и маленькими фабриками, в которых почти весь труд автомотизирован. А что же художники? Почти нигде нет уже художников в штате. Фабрики коллаборируют с независимыми авторами, которые делают для нихвремя от времени нужные и запрашиваемые коллекции. Это происходит не только с фарфором, но и с другими производствами. Дизайнеры проектируют, фабрики выпускают малые тиражи, всем хорошо. Платятся гонорары. Анна Ван Хойе, известная керамистка из Бельгии, рассказывала мне про свою работу с маленькими производствами фарфора и стекла. Очень красивые получались результаты.
По замыслу «Ярких людей» в результате конкурса, с помощью трех менторов, ведущих группы больше месяца, должны были получиться коллекции разной продукции, которая может быть интересна нашим производствам. Например, милейшая фарфоро-фаянсовая фабрика «Дымов-керамика», с которой у меня уже было хорошее знакомство и сотрудничество, должна была пустить в свои мастерские 10 финалистов, чтобы они выпустили коллекции в материале. «Дымов-керамика» находится в Суздале и все годы своего существования именно так и сотрудничает с художниками извне, в результате чего появляются яркие смачные коллекции и фабрика в состоянии их часто менять. Очень современный подход.
После прослушанных лекций участники «Русских символов» записались к трем менторам на работу с проектами. Я была, кстати, единственным ментором-керамистом. И первое что я сделала, это попросила технологическую консультацию с Главным художником фабрики Николаем. Никому больше это в голову не пришло. Но участники, рисующие свои проекты, должны понимать технологические возможности, коридоры материала.. Тем более, что на реализацию давалось всего 5 дней. Изменить ситуацию было нельзя, хотя я очень громко кричала, что за пять дней невозможно сделать с нуля ничего! Организаторы этого не знали. Отсюдасовет: уважаемые организаторы будущих керамических событий! Проконсультируйтесь сначала с грамотным специалистом, а потом закладывайте в свои фестивали- конкурсы тайминг. Не бывать тому, что не может бывать, и технологию в керамике силой мысли не изменишь. Первое, что мы узнали после беседы с Главным художником, было громом и молнией: ЛИТЬЯ НЕ БУДЕТ! Конечно, фабрика не хотела учить и лечить неумелых мейкеров и подтирать за ними пролитый на пол шликер. Все так, но почти все проекты были сделаны под литье! Пришлось взять себя в руки и переделать под новые вводные все идеи. Моим со мной повезло, они взялись за работу, получив четкие указания. А вотдругие участники терялись в догадках. Решили, что я сделаю одну общую технологическую лекцию про возможности и ограничения для всего потока. Сказано — сделано, и после моей двухчасовой информации стало понятнее. А что понятнее?
Все скульптурное лепим из шамота и покрываем фарфоровым шликером. Имитируем. Тарелки берем у фабрики и изменяем их суть в сырце, подрезая края, наносы фактуру и пр. Возможностей стало меньше, но чем уже коридор, тем волнительнее идти, не так ли?
Я целый месяц два раза в неделю общалась с моими временными учениками по Зуму. Два часа одна группа, затем следом другая два часа. Мы оттачивали идеи и делали полноценный проект как в Строгановке. Я им показывала прекрасных художников, работающих с этой темой. Мы корректировали чертежи и писали концепцию. Мы правили портфолио и резюме. Мы думали о составе сетов и развитии темы на разных предметах.
Мы работали. Результаты были замечательными, и я как часто это бывает, порадовалась таланту и усердию своих подопечных. Были и лентяи, и прогульщики, которые пропускали лекции и подсовывали мне старые эскизы, типа «и так сойдет!» Нет, у меня не сойдет, и я просто не допустила халявщиков до финала, не стала писать им рекомендацию, и организаторы меня послушали.
Почему на фоне тружеников и работяг надо гладить по голове приспособленцев? Я и не стала. Некоторые обиженные писали жалобы на меня. Ну мне не привыкать, и организаторы отнеслись с пониманием.
Среди слушателей были замечательные люди из самых дальних точек страны. Мы общались взахлеб, было видно, что им не хватает информации, идей, воздуха и помощи. По замыслу организаторов дошедшие до финала, сделавшие честный проект участники допускались к конкурсу и из всех потоков должны были выиграть 10 человек. Затем эти 10 должны были ехать на завод в мастерские и там исполнять свой проект в материале за 5 дней, что даже для матерого профессионала — ничтожно малый срок. Но мы успели почти все, только в обжиг работы пошли уже без нас.
Итак, 10 человек из разных потоков были выбраны, среди них — мои три девочки. Достойные и любимые. Я заволновалась, поняв, что на фабрику они отправляются одни, и попросила организаторов отправить и меня для прикрытия. Не без удивления, кураторы сняли мне гостиницу и мы помчались навстречу пустому ноябрьскому Суздалю. Время было очень красивое, пронзительное, солнечное и сухое. Организаторы, видимо, решили, что я и ментор, и группа поддержки, и психолог, и водитель. Поселилась группа частично в прекрасной гостинице при фабрике «Дымов-керамика», а часть девочек в городской гостинице. Единственным транспортом была моя машина, которая и возила всю команду обедать в разные заведения города. К моим трем девочкамприбавились еще две от другого ментора, но за эти пять дней мы стали родными.
Работать сели сразу после короткой экскурсии по фабрике. Нам дали сырые тарелки, массу и вообще всячески помогали. Доброжелательная атмосфера — это очень важно, она сыграла свою решительную поддерживающую роль. Ульяна Карагод — абсолютно готовый самостоятельный художник и очень отвественный человек занималась скульптурой. Катя и Мария Коленкина тарелками, Лена Новикова делала серию подсвечников, а Нина Беланова из Новосибирска набор мелкой пластики. Все молодцы, все выжили маскимум из этого приключения. Такие встряски необходимы художнику, это очень собирает и внушает веру в себя. У девочек выросли крылья, я вновь побывала на симпатичной фабрике, посмотрела на осенний Суздаль, проверила свои компетенции. Все технологические и дизайнерские подсказки, сделанные в процессе, привели к прекрасным результатам, что и нужно от менторской помощи. После практики все работы выставлялись в крошечном, но симпатичном музее «По сусекам», а затем в Суздале. Коллекция Ульяны Карагод была выбрана фабрикой для реализации и это большая честь для художника! Ее вещи уже продаются в фирменных магазинах «Дымов-керамики», и я счастлива, что имею отношение к этому прекрасному проекту. Надеюсь, подобное волшебство будет повторяться вновь и вновь.