Знаки времени Марины Степановой-Ланской


Художник Марина Степанова-Ланская как никто умеет работать с керамической плоскостью. Она превращает поверхность в драгоценность и заставляет ее сиять и звенеть. Музыка и свет — полноценные элементы ее изображения. Мудрость и лаконизм — ее инструмент. Талант и любовь — секреты ее творчества.
Работа с плоскостью в керамике очень похожа на станковую «нормальную» живопись. Марина работает и в классической «натуралистичной» манере, так и в абстрактно-интуитивной. Все это ей нужно, чтобы отразить многообразие авторского видения и мироощущения художника.
Керамика — древнейший изобразительный язык, требующий огромного количества не только художественных, но и технических знаний. Тяжелый физический труд, контакт с огнем, перенос тяжестей и трудности с реализацией — вот повседневность керамиста! Только огромной любовью к материалу объясняется то потрясающее упорство, с которым художники продолжают заниматься этим безнадежным, с точки зрения обывателя, делом. Магия и философия этого материала безошибочно выбирает своих «жертв», «огнепоклонников, людей, преданных глине. Такие художники, как Марина, заставляют забыть обывательский вопрос «а зачем Вам все это надо?»
Убедительность ее таланта, очевидность ее призвания сметают все сомнения на зрительском пути, заставляя восхищаться силе убеждения и силе страсти этого художника к материалу.
Зачем вообще художнику его искусство? Ну, во-первых, это страсть. Человек не может этого не делать. Это все объясняет. Это призвание. Трудно искать страсть в профессии бухгалтера или менеджера, у художника это основной двигатель в профессии. Это самовыражение, конечно. Человек хочет что-то сказать, иногда, абсолютно бессознательно. Даже свое видение красоты и гармонии художник передает как месседж миру, это его миссия. Марина общается с керамической поверхностью как с письмом из вечности в будущее. Общается неторопливо, обстоятельно, вместе с тем — легко и живо, вкладывая всю любовь и мудрость сегодняшнего дня в это послание.
Люди ходили и будут ходить на выставки, так как они любят искусство и пытаются разгадать загадку творчества и личности самого художника. При серости и повседневности, повторяемости обычной «нормальной» жизни, людям нужны маленькие «прививки» ненормальности, им нужно видеть и наблюдать «странных» художников, чтобы не падать духом, чтобы убеждаться в своей нормальности. Им надо видеть сложную запутанную, но такую яркую и убедительную в своей силе «другую» жизнь того, кто занимается «какими-то там поисками красоты», чтобы поддержать себя и свое уважение. Таких художников как Марина любят, ищут, балуют и оберегают от грубостей жизни. Она дает надежду, тепло и счастье созерцания гармоничных поверхностей.
Известно волнение живописца, начинающего новую работу. Чистый холст зовет и манит. Чистый холст, как и зеркало — символ границы, только не зрительной, а умозрительной, между уже созданным и тем, что должно родится… Магнитизм чистого холста знаком и керамисту. В случае с глиной, это «пласт», как называют его профессионалы. Раскатанный комок глины в руках художника превращается в зовущую плоскость, в поверхность, требующую разрешения от бремени пустоты.
Фактуры, текстуры, роспись и живопись, рельеф и процарапка — вот язык керамического холста-пласта. Кисти, стеки, руки мастера — вот инструменты художника-керамистадля работы с плоскостью. Сюжеты и ассоциации, абстракции, пятна и линии становятся твердью в результате обжига.
Температура, огонь — вот ключевые отличия керамической живописи от холста и бумаги. Возможность соединения рельефа и цвета делают керамические пласты уникальным жанром в искусстве. Часто используемый «рваный» край дает иллюзию открытой композиции, а традиция существования керамического пласта без рамы усиливает ее.
Работа с плоскостью дает возможность художнику «поиграть» с живописью, попробовать графику, поработать с рельефом, «отдохнуть» от объема. Поверхности керамического пласта сложны и многодельны, за что и любят керамистыэтот жанр. Вечность и одновременно хрупкость керамики, делает работу художника особенно ценной и значимой, а результат его трудасимволичным и зрелищным.
«Радуйся!» — главная нота Марининого творчества. Это акт дарениялюбви, добра и мира. Великая сила искусства в способности показать напряжение мгновения переплетения материи, пространство и времени, мгновения, когда зримо проявляется Вечность. Для Марины работа с плоскостью — удовольствие. «Очень важным считаю использоваение природных свойств глазурей: сборку, потёчность, взаимодействие их между собой в обжиге» Физические свойства материала диктуют определённую форму, определённый рисунок, доходя до знака, до символа, доводя керамику до напряженности послания вечности.
Это то самое «простое в сложном», к которому стремятся мастера, которое показали миру японцы и китайцы, которое является формулой искусства.
Живопись на керамике Марины Степановой-Ланской — больше чем живопись. Здесь есть глубина, звон поверхности, игра бликов и теней, фактура зерна и холста, глубина линии и стекловидные заливки цветом. Магнитическое сияние золота, его трещин и потертостей немедленно выводит эту живпоись из строя современности в вечность, делает архаикой, «воздушным поцелуем» из глубины веков. Чернота и аристократизм гранатовых глубин и звонкость охры, натуральная травяная зелень и ритм кракелюр создает особую «музыку поверхности», особый настрой радости и умиротворения, к которому так стремится художница. Поверхности Марины бесконечны, так как песня еще льется, разговор не закончен, а значит, зрители еще «прочтут» новые письма художницы, разделят этот свет и порадуются теплу и гармонии!